Оценка целесообразности установки ГБО

Решение об установке «газа» на автомобиль принимается в зависимости от ряда факторов, которые, в глазах различных пользователей, имеют разную ценность.

Энергетическая эффективность

Энергетическая ценность сжиженных углеводородных (нефтяных) газов (СУГ, СНГ или LPG — англ. Liquefied petroleum gas) и бензина, в состоянии топливной смеси, примерно равна. Снижение разгонной мощности работающего на газе двигателя связано:

  • С необходимостью поддержания оптимальной испаряемости СУГ путем добавления пропана, в зависимости от времени года (зимой содержание пропана в смеси не менее 70%, летом — не более 30%).
  • С низкой точностью дозировки количества газа в топливной смеси (ГБО 1 и 2-го поколения допускает снижение мощности на 15…25%, 3 и 4-го поколения — 10…15%, 5-го поколения — без снижения мощности).
  • С продолжающейся работой основного (бензинового) контура топливной системы (топливный насос, клапана инжектора и др.), который не отключается при переходе на газовоздушную смесь.

В тоже время, главный показатель топлива — октановое число у испаряемого СУГ составляет 110…120, против максимально возможного у бензина 98. У работающего на газу двигателя топливная смесь никогда не детонирует.

Экономическая эффективность

Определенное снижение мощности приводит к пропорциональному увеличению расхода топлива, но стоимость равного количества топлива в литрах различается в 1,5…2 раза в пользу СУГ. По оценкам специалистов, полная окупаемость затрат на установку ГБО наступает при пробеге автомобиля порядка 25…30 тыс. км. Другим важным моментом может служить экологическая чистота двигателей с ГБО. В городах с населением около миллиона человек действуют целевые экологические программы, в рамках которых возможна компенсация за установку ГБО на общественный, муниципальный или бизнес автотранспорт.

Эффективность эксплуатации

Эксплуатация двигателя с ГБО имеет существенные отличия от бензиновых двигателей:

  • Отсутствие детонации топливной смеси при правильной настройке системы зажигания снижает износ поршневой группы двигателя.
  • Газовая смесь не смывает масляную пленку со стенок камеры сгорания, поршневых колец и стенок поршня, в отличие от бензиново-воздушной смеси, которая образуется при запуске «холодного» двигателя.
  • СУГ не имеет примесей в виде серы, свинца и тяжелых фракций углеводородов, что приводит к полному сгоранию смеси (на уровне экологического стандарта ЕВРО-3) и «выключению» из работы системы каталитической очистки выхлопных газов.
  • Отсутствие примесей, образующих нагар на поршневой и клапанной группах, смывающего эффекта бензиново-воздушной смеси и «чистые» картерные газы продляют срок эксплуатации масла и масляного фильтра в 1,5…2 раза, т.к. современные масла могут долго сохранять смазывающие свойства, но чувствительны к загрязнению.

Аспект безопасности

Независимые исследования и статистика ДТП с участием автотранспорта, работающего с ГБО, подтверждает безопасность применения сжиженного газа. Вероятность возгорания газовой смеси ниже вероятности возгорания паров или разлитого бензина, т.к. отсекающий клапан газового баллона срабатывает мгновенно при падении или скачке напряжения, а прочность газового баллона намного выше прочности бензобака. Безопасность ГБО обеспечивается:

  • качеством всех элементов оборудования;
  • качеством монтажа ГБО на автомобиле;
  • соблюдением правил эксплуатации.

Специалисты установочного сервиса «Газцентр» гарантируют выполнение двух первых пунктов за счет применения оборудования проверенных поставщиков и квалификации своих сотрудников.